За счет налогов формируется бюджет, государство не сможет исполнять свои функции, не имея налоговых поступлений. Что же такое налог?

Определение налога:

В Налоговом кодексе Российской Федерации статья 8 Налог- «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налоговая система государства - совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.

Виды налогов. Все налоги делятся на несколько видов по различным основаниям:

  • Прямые и косвенные налоги;
  • Прямые налоги.

Налогоплательщики: физические и юридические лица

Физические лица

Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов обложения, вносят в бюджет:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налоги на имущество с физических лиц;

3) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

4) земельный налог;

5) государственную пошлину, налоги и сборы, установленные органами местного самоуправления либо органами власти субъектов Федерации.

Эти три категории налогоплательщиков объединены общим термином — физические лица. В числе прямых налогов - доходы физических лиц. В России налог исчисляется от всех доходов физического лица за календарный год, в денежной, натуральной форме, а также на доходы, возникшие от материальной выгоды.

Ставка налога на доходы физических лиц

В России шкала подоходного налога (НДФЛ) плоская, т.е. налоговая ставка единая для всех и не зависит от уровня дохода. По основным видам дохода налоговая ставка 13% от суммы персонального дохода налогоплательщика, но некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам:

  • 35% - стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, более 4000 рублей
  • процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 пунктов, по рублёвым вкладам и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте
  • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заёмных (кредитных) средств в части превышения определенной суммы, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитами, фактически израсходованными на новое строительство либо приобретение на жилого дома, квартиры или долей
  • доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов
  • для нерезидентов в отношении дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога (IR) не плоская, а прогрессивная. Чем выше доход, тем выше ставка налога.

При этом шкала налогов пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например, шкала подоходного налога для физлиц во Франции в 2013 году:

  • QF до 5 963 евро в год: налоговая ставка 0%
  • QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5%
  • QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14%
  • QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%
  • QF от 70 831 до 150 000 евро в год: налоговая ставка 41%
  • QF свыше 150 000 евро в год: налоговая ставка 45%
  • QF свыше 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 75%

( 29 декабря 2012 Конституционный суд Франции отменил принятую ранее ставку в 75%)

Подоходным налогом (IR - Impôt sur le Revenu) облагается не каждое отдельное физическое лицо, а вся семья в целом.

Иногда это называют подоходным налогом с домохозяйства. Под семьей понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо дети-студенты моложе 25 лет.

Налоговая база вычисляется для всей семьи как совокупный годовой доход всех членов семьи за вычетом определённых видов расходов, которые налогом не облагаются.

Далее эта суммарная семейная налоговая база делится на коэффициент размера семьи, и таким образом получается налогооблагаемая доля одного члена семьи, т.е. некий среднедушевой доход семьи (QF - Quotient Familial), который и определяет величину ставки подоходного налога для этой семьи

QF = (Совокупный доход семьи) / (Семейный коэффициент)

Для среднедушевого дохода семьи (QF) считается налог по ступенчатой прогрессивной шкале - это получается размер налоговых отчислений на одну долю семьи. А далее размер налоговых отчислений с одной доли снова умножается на коэффициент размера семьи - таким образом получается размер налоговых отчислений на всю семью.

Например для семьи из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3.

В России, где учитывается именно персональный доход налогоплательщика, ставка подоходного налога для доходов этой семьи будет составлять всегда 13%.

Расчёт подоходного налога с этой семьи во Франции (в год):

Коэффициент размера семьи = 3

QF = 40000 ÷ 3 = 13333 => налоговая ставка (максимальная) 14%

(5963 × 0 + (11896-5963) × 0.055 + (13333-11896) × 0.14) × 3 = (0 + 326.315 + 201.18) × 3 = 1582 евро (~64 200 рублей)

Получается, что для семьи с таким доходом в России налоговые отчисления подоходного налога будут более чем в три раза выше, чем во Франции. А для такой же семьи с меньшим доходом платить подоходный налог в России будет ещё менее выгодно, чем во Франции.

Юридическое лицо-созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс.

Налоговый резидент - это налогоплательщик постоянно зарегистрированный, или проживающий в данной стране не менее 6 месяцев в году, это физические лица (граждане) и юридические лица (организации), нерезидент – физическое или юридическое лицо, не зарегистрированное на территории России.

Прямые налоги юридических лиц: с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций». Ставка 20%. Из этого количества 2% зачисляется в Федеральный бюджет, 18% в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Косвенные налоги - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Это НДС – налог на добавленную стоимость. Его добавляют к стоимости товаров, работ и услуг. Процентная ставка зависит от вида товара, услуг, работ.

Акцизы – налог, устанавливаемый на предметы массового потребления, включается в цену товара. В числе таких товаров: предметы роскоши, или предметы, удовлетворяющие ложные потребности (алкоголь, табак и т.д.). Иногда акциз составляет половину, или две трети стоимости товара.

Таможенные пошлины регулируют импорт-экспорт товаров, защищают рынок от иностранной конкуренции, дают доход в бюджет.

Экологический налог. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» 10 % общей суммы эмиссионных платежей направляется в федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологического контроля. Оставшиеся 90% перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ. Цель налога не только получение средств, а создание правильного поведения налогоплательщика по отношению к окружающей среде.

Государственные налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и многих других. Без развитой системы сбора налогов не может существовать общество, государство.

Объекты налогообложения:

  • прибыль
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг)
  • совокупный доход физических лиц
  • транспортные средства
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Название налога как правило  вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Пример, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.

Способы взимания налогов

Каждый налог содержит обязательные элементы.

  • «кто» является плательщиком, т. е. субъектом данного налога (например, работник, предприятие, наследник и т. д.)
  • что выступает объектом налогообложения (доход, имущество, товар, наследство)
  • из какого источника уплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденд и т. п.)
  • в каких единицах измеряется объект налогообложения (например, денежная единица страны — в подоходном налоге, налоге на прибыль; гектар или акр — в поземельном, человек — в подушном налоге)
  • величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, то ее называют «квотой») представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения
  • налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования.

Способы взимания налога:

  • «кадастровый»
  • «у источника»
  • «по декларации»

Кадастровый на использовании кадастров- реестров, содержащих классификацию типичных объектов (земли, месторождений, домов) по их внешним признакам. Именно поэтому такой способ устанавливает доходность объекта весьма неточно, в среднем. Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение (в нашей стране их составление только начинается).

Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком. Этот способ наиболее распространен в нашей стране: бухгалтерия предприятия до выплаты зарплаты или любого другого дохода вычитает из него налог и перечисляет в бюджет соответствующую сумму.

Декларации о совокупном годовом доходе и подачу его в налоговую инспекцию. В последние годы этот способ начинает широко применяться в практике нашей страны, в частности в отношений категорий государственных гражданских служащих, муниципальных служащих и иных категорий служащих, которые по законодательству обязаны декларировать свои доходы.

Система и функции налоговых органов.

В Налоговом Кодексе Российской Федерации, Раздел III. Глава 5. Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации .

Налоговые органысоставляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положение о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506) статья 1 Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Федеральная налоговая служба (далее ФНС России) и ее территориальные органы.

В своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.

Главными функциями налоговых органов являются:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства
  • правильностью исчисления налоговых платежей
  • полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации,
  • а также валютный контроль
  • осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.