Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Человек считается безработным по критериям Международной Организации Труда, если в день Х:

  • Искал работу.
  • Не имел работы.
  • Был готов приступить к работе.

Его возрастные рамки от 10 до 72 лет, в России от 15 до 72 лет.

Безработица - отсутствие работы у социально- экономически активной категории населения.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно.

Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда. Безработный и неработающий не являются синонимами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безработица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

Уровень безработицы, количественный показатель рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодёжи, сельского населения и т. п.). Чаще всего выражается в процентах.

Норма безработицы постоянно изменяется под влиянием общественного производства — циклического характера экономических спадов и роста производства; технического прогресса, требующего повышения квалификации и изменения профессий наемного персонала. При спаде производства безработица растет, а при расширении и подъеме — падает. По информации интернет –издания Политика « Ведомости» . « В марте 2013 г. число безработных во Франции выросло на 11,5% в годовом исчислении и достигло 3,225 млн человек, худшего уровня с 1996 г., когда начали вести подсчеты».

Соотношение динамики безработицы и динамики ВНП получило название закона Оукена: прирост реального объема ВНП примерно на 2% дает сокращение нормы безработицы примерно на 1% и, наоборот, сокращение реального объема ВНП примерно на 2% повышает норму безработицы примерно на 1%. Таким образом, безработица считается естественным состоянием рынка труда. Однако возможны ее колебания вверх или вниз от естественной нормы.

Причины безработицы:

  • Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.
  • Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу.
  • Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.

Выделяют три основные причины безработицы:

  • потеря работы (увольнение);
  • добровольный уход с работы;
  • первое появление на рынке труда.

Формы безработицы:

  • Фрикционная безработица носит добровольный характер, непродолжительна, связана с поиском и ожиданием работы по своей специальности.

Это безработица среди лиц, которые ищут работу, соответствующую их квалификации и индивидуальным предпочтениям.

Продолжительность фрикционной безработицы характеризуются краткосрочным периодом, необходимым для поиска новой работы в связи с получением образования, выходом из декретного отпуска, переездом на новое место жительства, с увольнением по собственному желанию из-за изменений профессиональных предпочтений.

У данной категории безработных есть навыки к работе, которые можно продать на рынке труда.

Фрикционная безработица существует практически всегда и везде и является неотъемлемым элементом любой эко­номики. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, так как многие рабочие переходят с низкооплачиваемой малопродуктивной работы на более высоко­оплачиваемую и более продуктивную. Это означает более высокие доходы для работников и более рациональное распределение и использование трудовых ресурсов.

  • Структурная безработица возникает вследствие каких-либо структурных экономических сдвигов или внедрения в производство достижений НТП.

Структурная безработица — это безработица среди лиц, профессии которых «устарели» или оказались невостребованными из-за научно-технического прогресса. Структурная безработица может быть обусловлена упадком старых отраслей промышленности (черной металлургии, угольной, текстильной и др.).

Работники таких отраслей попадают в тяжелое положение, утрачивая не только работу, но и профессию.

Кроме того, структурными безработными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и небольшой производственный опыт. Структурная безработица носит вынужденный характер и отличается большей продолжительностью по сравнению с фрикционной, так как получение новой работы для этой категории безработных будет сопряжено с переподготовкой, переквалификацией, а возможно, и со сменой места жительства.

Структурная безработица в определенном смысле также присуща экономике, как и фрикционная. В этой связи возникает понятие естественного уровня безработицы, представляющего собой сумму фрикционной и структурной безработицы. Естественная безработица имеет место в том случае, когда численность людей, занятых поиском работы, совпадает с количеством свободные рабочих мест, т. е. существует возможность трудоустроиться.

Естественный уровень безработицы характеризует величину оптимального резерва рабочей силы, способной перемешаться в экономике из одной сферы в другую в ответ на изменение потребности в трудовых ресурсах. Без этого резерва экономическая система функционировать не может. Естественный уровень безработицы для разных стран различен: для Великобритании и Франции — 5 %. Швеции и Японии — 1.5—2 %, Канады — 8 %, США — 5—6 %. Экономисты склоняются к мнению, что естественный уровень безработицы должен составлять в среднем 4—6 %.

Следовательно полная занятость в экономике не означает 100%-ной занятости населения.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Эта разница получила название циклической безработицы, так как чаще все­го она возникает в фазах спада или депрессии экономического цикла. В период циклического спала циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, в периоды циклического подъема рассматриваемая форма безработицы обычно отсутствует.

Безработицу в России 1990-х годов можно считать циклической, так как ВВП страны за период 1990—1997 гг. сократился примерно в два раза.

Добровольная безработица возникает при наличии некоторого количества трудоспособных лиц, не желающих работать, поскольку предлагаемые им вакансии связаны с низкооплачиваемым трудом.

Вынужденная безработица имеет место в том случае, если государство законодательно фиксирует минимальную оплату труда на уровне, превышающем равновесный, в результате будет наблюдаться разрыв между величинами спроса и предложения на рынке труда, приводящий к возникновению излишков рабочей силы, т. е. вынужденной безработицы.

Институциональная безработица связана с деятельностью государства и его институтов.

Она может быть вызвана институциональными факторами, влияющими на спрос и предложение труда.

Например, государство устанавливает достаточно высокое пособие по безработице, что снижает стимулы к поиску нового места трудоустройства.

Средний размер пособия по безработице в Москве в январе 2013г. составил 2 тыс. 810 руб. по информации Департамента труда и занятости населения Москвы, по состоянию на 1 февраля 2013г. при величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в 10 тыс. 973 руб. максимальный размер пособия по безработице составил 4 тыс. 900 руб., минимальный - 850 руб.

Можно сделать вывод институционального фактора, высокого пособия в России не существует, в европейских странах «по рекомендации Еврокомиссии, страны ЕС предприняли или намереваются предпринять меры по увеличению содействия безработным.

Максимальное пособие по безработице составит 1323, 92 евро в первые шесть месяцев безработицы и 1233, 96 евро в последующие шесть месяцев». Л.А. ЗУБЧЕНКО, кандидат экономических наук, ИНИОН РАН.

Согласно последним официальным данным, прожиточный минимум в Германии определен в 646 евро – на одного отдельно взятого взрослого человека.

Высокий уровень налога на доходы физических лиц, также порождает институциональную безработицу, многие предпочитают меньше работать или не работать вовсе. Региональная безработица вызывается различиями в экономическом развитии разных регионов одной страны и, со­ответственно, неодинаковыми уровнями безработицы. Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств эконо­мической политики.

Застойная безработицаохватывает людей с крайней нерегулярностью занятий, живущих на случайные заработки.

Технологическая безработица, вызывается внедрением малолюдной или безлюдной технологии производства, основанной в современных условиях на электронной технике. Скрытая безработица характерна для плановых и переходных экономик. В случае плановой экономики отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это говорит о том, что одно рабочее место лишнее и фактически второй человек должен оказаться без работы.

В случае переходной экономики скрытую безработицу представляют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, находящиеся в вынужденных отпусках.

Социальные последствия безработицы. Отрицательные:

  • Обострение криминогенной ситуации.
  • Усиление социальной напряженности.
  • Рост количества физических и душевных заболеваний.
  • Увеличение социальной дифференциации.
  • Снижение трудовой активности.

Положительные:

  • Повышение социальной ценности рабочего места.
  • Увеличение личного свободного времени.
  • Возрастание свободы выбора места работы.
  • Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Экономические последствия безработицы. Отрицательные:

  • Обесценивание последствий обучения.
  • Сокращение производства.
  • Затраты на помощь безработным.
  • Утрата квалификации.
  • Снижение жизненного уровня.
  • Недопроизводство национального дохода.
  • Снижение налоговых поступлений.

Положительные:

  • Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  • Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  • Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  • Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

В системе занятости отражено единство и столкновение основных элементов взаимодействия:

  • рынок труда,
  • работодателей,
  • лиц наемного труда,
  • рынок товаров,
  • рынок профессий.

Виды занятости

Основной вид занятости:

Основным видом занятости трудоспособного населения является непосредственное участие в создании общественного продукта или национального дохода, обеспечивающего воспроизводство жизни общества в целом и каждого индивида в отдельности за счет оплаты его занятости в процессе совместного трудового воспроизводства жизни общества.

Вспомогательный вид занятости, или (инструментальный) вид занятости – это занятость в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, политики, морали, быта и физического развития людей.

Трудовые ресурсы не создающие общественный продукт, но удовлетворяющие разнообразные потребности людей, или создающие опосредованный продукт.

Основные формы занятости:

Стандартная форма занятости

  • работа у одного работодателя
  • работа в производственном помещении работодателя
  • стандартная нагрузка в течение дня, недели, года

Нетипичная форма занятости может быть нескольких видов:

  • частичная – неполная трудовая нагрузка
  • временная
  • на определенный срок
  • сезонная работа
  • командировочная занятость
  • случайная работа

Понятие и функции управления занятостью

Управление занятостью

В ст. 1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" занятость деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход (далее – заработок).

Это определение самого общего характера, где на основе юридического критерия дается ответ на вопрос кого в России считать занятым, что такое занятость.

Управление занятостью – это социальное управление, являющееся средством реализации социальной политики, это прежде всего государственная политика.

Цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. В жизни государства это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест. Иначе функцией государства является и поддержание баланса, между потребностями рынка труда и потребностями общества и индивида.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны.     В мировой практике применяются разные модели управления занятостью.

Американская модель предполагает создание рабочих мест с низкой производительностью труда для значительной части трудоспособных граждан. В результате формально уменьшается безработица, но появляется обширный класс «новых бедных», т. е. работающей бедноты.

Скандинавская модель ориентируется на обеспечение занятости практически для всей рабочей силы путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними, удовлетворительными условиями труда и оплаты. Модель рассчитана только на государственные финансовые средства, при ограничении которых возможно сокращение числа рабочих мест.

Европейская модель основывается на сокращении числа занятых при повышении производительности труда и соответственно росте доходов работающей части населения. Модель предусматривает создание широкой системы пособий для увеличивающегося количества безработных, требующих значительных средств.

Негативными последствиями применения европейской модели могут быть длительная и устойчивая безработица и тяжелая ноша социальных и финансовых издержек, связанных с нею.
На Государственное управление занятостью в различных странах влияют темпы экономического роста, занятость и темпы роста производительности труда,

В Россииполитика занятости основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального закона о занятости населения в Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Органы службы занятости

Работу органов службы занятости возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, действующее на основании Положения (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610). На основании пункта 2 Раздела 1. «Общие положения», Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, структура органов службы занятости населения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований включает комитеты, центры и бюро занятости.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют права и круг полномочий в области содействия занятости населения, на территории субъекта Российской Федерации.

Анализируя организационную структуру занятости населения, можно прийти к выводу о сложившейся системе органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований.

Два типа политики занятости

Пассивная политика занятости

Основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест, работодателям — поддержание спроса на продукцию, безработным — выплату пособий и помощь в трудоустройстве.

Активная политика занятости предполагает, что основную роль играет человек, который чувствует свою ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере — к активному поиску работы. Деление политики занятости на пассивную и активную условно.

Помощь в трудоустройстве обеспечивается прежде всего через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается.

Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Информация о рынке труда сообщается населению через различные публикации (газеты, бюллетени, обзоры и т. д.), благодаря организации бирж труда, "ярмарок" профессий и т. д.

Помощь в трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения РФ. Согласно ст. 12 (п. 1) "государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве".

Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости в развитых странах. Это обусловлено прежде всего высокими темпами технологических и организационных изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации персонала. Опыт всех стран показывает, что вероятность оказаться без работы уменьшается с ростом квалификации.

Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляются как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором — на специфику предприятия.

Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.

Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также и с социальными, психологическими и духовными проблемами.

По законодательству всех развитых стран лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для их участия в экономической деятельности. Этому служит также инфраструктура населенных пунктов: соответствующие приспособления в транспортных средствах, магазинах и т.д.

Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых.

Этот факт может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие психических и физиологических особенностей молодых людей, в том числе их повышенной активности и восприимчивости .

Законодательство развитых стран учитывает эти особенности, предоставляя молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступлении на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм компенсируются государством.

Особую проблему представляет трудоустройство людей предпенсионного возраста (50 лет и старше).

Если они по тем или иным причинам потеряли работу, то сложности с новым трудоустройством бывают связаны как с объективными причинами (освоение новых профессий), так и с нежеланием некоторых предпринимателей принимать в штат пожилых людей.

Без помощи государства подобные задачи, как правило, не решаются. Опыт ФРГ показывает, что компромиссы могут быть достигнуты различными методами: более ранний выход на пенсию, налоговые льготы и прямые субсидии для предприятий.

Рассматриваемые направления активной политики на рынке труда осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости.

Профсоюзы — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д.

Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.

Правовое положение профсоюзов, а значит и их задачи и функции, определяют Конституция Российской Федерации, ратифицированные конвенции Международной организации труда, Федеральный закон ``О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности'', другие действующие нормативные акты. Кроме того, особое значение на современном этапе приобрели уставы профсоюзов, коллективные договоры и соглашения, законы субъектов РФ о профсоюзах и другие нормативные правовые акты.
После распада СССР, изменения во всех сферах жизни общества затронули профсоюзы, прекращает в 1991 году деятельность, Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС)— центральный орган профессиональных союзов, осуществлявший руководство деятельностью всех профсоюзных организаций в Советском Союзе с 1918 по 1990 годы, организация была распущена, её имущество изъято.

Правопреемником в России стала ФНПР, ее членами являются 37,7 млн человек. Появились профсоюзы, не входящие в ФНПР (Соцпроф, Всероссийская конфедерация труда, Конфедерация труда России, МПРА и др.), которые активно проводят забастовки и прочие действия в защиту прав работников.

Их активно поддерживают левые партии и движения страны. Профсоюзы развитых стран признают их настоящими и активно развивают с ними сотрудничество.

Также в России существует Союз профсоюзов России (СПР), в который вошли независимые общероссийские профсоюзы и несколько межрегиональных.

Профсоюзы строятся по производственно-территориальному принципу.
Функции профсоюзов:

  • представительства интересов работников (осуществляется на всех уровнях)
  • защита прав работников в сфере труда и связанных с трудом отношений (защитная функция). 

Кроме двух указанных основных функций, профсоюзы осуществляют и другие функции: по воспитанию своих членов, участвуют в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, в международном сотрудничестве.