Фундаментальной категорией экономики является обмен товаров и услуг, сама сфера обмена товаров и услуг – рынок.

В широком значении рынок - совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер).

При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Нужда - потребность - запрос - товар - обмен - сделка - рынок.

Условия возникновения рынка:

Общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью. В результате работник определенного вида труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Специализация. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации:

  • предметную (автомобильные, тракторные заводы)
  • подетальную (завод шарикоподшипников)
  • технологическую (прядильная фабрика)

Ограниченность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок;

Экономическая обособленность товаропроизводителей.

 Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Правовым режимом состояния экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в акции, ценные бумаги.

Функции рынка

  • Информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве.
  • Посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем.
  • Ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции.
  • Регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
  • Стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
  • Координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
  • Санирующая функция – через деятельность рыночных механизмов экономика избавляется от слабых хозяйствующих субъектов

Рынок, группы рынков и экономические законы.

Рынок это сложная система, её элементы, находящиеся во взаимосвязи и взаимозависимости составляют группы рынков в их числе:

  • рынок товаров и услуг (производственные и непроизводственные товары и транспортные услуги);
  • рынок факторов производства (рынок рабочей силы, рынок материалов, рынок энергетических ресурсов);
  • финансовый рынок (рынок капиталов, ценных бумаг, валютный, внутренний, национальный, международный, глобальный рынки).

Экономические законы, действующие на рынках это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы людей.

Закон стоимости. Теории стоимости товара.

Первоначально человек вел натуральное хозяйство, и все необходимые блага производил для себя самостоятельно.

По мере роста потребностей удовлетворять их таким способом становилось всё сложнее, стало выгодно специализироваться на производстве одного продукта, обменивая его на необходимые блага. Результатом этого закономерного процесса явилось появление товара и возникновение товарного права.

Продукт натурального производства, и товар обладают полезностью, потребительской стоимостью, то есть способностью удовлетворять потребности людей.

Товар - продукт, произведённый для обмена, товар обладает ещё одним свойством, как продут предназначенный для продажи - стоимостью. То есть способностью товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях. На протяжении длительного времени проблеме стоимости уделялось повышенное внимание. Экономисты искали ответ на вопрос: отчего зависит стоимость товара, что лежит в её основе?

В экономической науке сложилось три основных подхода к определению стоимости товара.

Закон стоимости – стоимость это овеществленный в товаре труд, а цена есть денежное выражение стоимости, сущность закона стоимости заключается в том, что все товары обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда.

Это не только закон товарного обращения, но и закон производства. Действие закона стоимости проявляется через механизм цен. Стоимость как бы управляет движением цен. С повышением стоимости товара повышается и его цена. Речь идёт о затратах труда на производство товара. Чем больше затраты труда в стоимости тем больше его цена.

Примеров достаточно много, изготовление изделия, товара ручным способом предполагает емкие затраты труда, стоимость этого товара будет гораздо выше, чем стоимость товара который произвели фабричным способом за короткий период времени с минимальными затратами труда.

Цена - денежное выражение стоимости. Если стоимость свитера связанного ручным способом велика, как велики затраты труда на его изготовление, то и цена на это изделие будет высокой.

А, цена свитера изготовленного машинным способом будет мала, так как затраты труда на производстве этого изделия будут невелики. Если же стоимость товара уменьшается, то снижается и его цена.

  • Теория предельной полезности (маржинальная теория), по мнению марженалистов стоимость есть субъективное суждение людей о ценности того или иного блага, а сама эта ценность определялась как предельная полезность этого блага для конкретных потребителей. Полезность последней единицы запаса, то есть предельная полезность и определяет величину стоимости данного товара.
  • Теория Альфреда Маршала. Стоимость товара определяется при взаимодействии рыночных сил лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства. Полезность товара определяет предлагаемое количество.

Закон спроса и предложения

Экономический закон, устанавливающий зависимость спроса и предложения на товары на рынке от их цены.

Суть закона цены на рынке устанавливаются исходя из закона спроса и предложения. Закон можно представить в виде зависимости спроса на товары, услуги и предложения на товары и услуги.

Спрос на товары > предложения, на рынке дефицит, недостаточное количество товара, услуги, ажиотажный спрос, покупатели стоят в очереди, продавец устанавливает максимально высокую цену, и производитель делает дополнительные капиталовложения для расширения производства товаров. Или низкая рыночная цена порождает спрос, увеличенный спрос ведет к повышению цены.

Спрос на товары < предложения, на условном рынке продавцов и товаров больше покупателей, избыток товара, происходит снижение цен.

Равновесная цена возникает, когда спрос на товары = предложению. В этом случае возникает сбалансированная цена.

Ни продавцы, ни покупатели на рынке не имеют побудительных мотивов к изменению ситуации на рынке. Эта цена устраивает всех. Изменение равновесной цены побуждает продавцов и покупателей к действиям.

Например, на рынке чая существует баланс товаров и покупателей, но сводка погоды о том, что на острове Шри-Ланка, крупнейшем мировом центре производства чая, град и дожди уничтожили урожай, безусловно, заставит действовать и продавцов и покупателей.