Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов.

Рациональный потребитель – покупатель, личность, вступающая в экономические отношения на рынке товаров и услуг, с целью реализации своих духовных и материальных потребностей, действия личности являются взвешенными с его точки зрения по поводу полезности товара.

Изучая проблему личности, учёные пришли к выводу, что источником активности личности являются потребности - вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества.

Для реализации своих потребностей человек - потребитель материальных и духовных благ, услуг руководствуется на рынке товаров и услуг субъективной линией поведения, своим положением важного элемента экономики, рынка, потребитель влияет на экономическую ситуацию, именно для него выпускаются товары, реализуются услуги. Рациональное поведение – решение, действие, взвешенное решение, принятое на основе выбора, сравнения вариантов и учёта многих факторов, выгодное целесообразное решение «удовлетворение» более подходящим для данной ситуации термином «полезность», то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода.

Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

Нет объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя.

Потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей индивидуальной (т. е. субъективной) точки зрения. С этой точки зрения человек не всегда ведет себя рационально.

Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, кто имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения, рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе .

В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Каждый индивид имеет свои собственные предпочтения. Рыночный спрос суммирует эти индивидуальные предпочтения, так как потребители выражают свои желания путем распределения своих доходов между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения на рынке. Такая способность потребителя воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя.

Суверенитет потребителя - способность воздействия потребителя на производителя путем свободного выбора товара на рынке.

Свобода потребительского выбора очень важна. Ее ограничение может лишить возможности покупателя приобрести конкретный товар на рынке и повлиять на его производство. Решения будет приниматься административным путем и могут привести к кризису.

Искажение свободы выбора:

  • следования потребителя за большинством покупателей (эффект присоединения к большинству или эффект подражания)
  • стремления потребителя выделиться из общей среды (эффект сноба)
  • настойчивой демонстрации престижного потребления (эффект Веблена или эффект демонстрации исключительности)

Какой критерий потребитель использует в своем свободном выборе. Таким критерием является полезность товара.

Полезность - это степень удовлетворения, обеспечиваемая потреблением какого-либо блага. Причем в процессе потребления эта полезность снижается. Предельная полезность какого-либо товара - прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Теория предельной полезностипытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей.

Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит еще одна дополнительная единица этого блага.

Для голодного человека первая тарелка супа имеет большее благо, и значение чем вторая, третья тарелка. С этим понятием связаны два экономических закона Г. Госсена.

Первый закон Г. Госсена (закон убывающей предельной полезности): в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно.

Второй закон Г. Госсена (правило максимизации полезности): чтобы получить максимум полезности от некоторого количества благ, нужно каждое из них потребить в таком количестве, при котором предельная полезность каждого из них будет равна одной и той же величине.

Суть правила максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний рубль, израсходованный на

каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность.

Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.

На языке алгебры правило максимизации полезности выглядит следующим образом:



где MU - предельная полезность.

Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован.

Например, потребитель располагает 12 долларами.

Предположим, что комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5 дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 дол.) отвечает требованиям максимизации полезности. Вследствие этого 12-долларовый доход потребителя будет истрачен полностью.

Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса.

Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, являются:

  • денежный доход
  • цены на товары и услуги,
  • предпочтения и вкусы

Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом.

Полезность, как и предельная полезность, включает важный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказываются от вещей, к которым они безразличны.