В науке выделяют четыре основные формы экономики:

  • Традиционную экономику.
  • Рыночную экономику.
  • Административно-командную экономику.
  • Смешанную форму экономики.

Традиционная экономика

Традиционное общество, с присущими этому обществу экономическими отношениями, основе этого общества консерватизм, приверженность традициям, обычаям, правила поведения сформированы за жизнь многих поколений, это -представления о добре и зле, нравственности, традиции в обществе являются большей ценностью, чем развитие общества.

Характерные черты традиционного общества:

  • Преобладание аграрного уклада. Сельское хозяйство дает больший доход, чем ремесло и торговля.
  • Коллективизм преобладает над индивидуализмом, который подавляется.
  • Общество с низкой мобильностью, как горизонтальной, так и вертикальной.
  • Сословная структура общества, сословная принадлежность передается по наследству.
  • Сословия группы общества, правовое положение которых определялось государством,
  • Высокая смертность, невысокая продолжительность жизни.
  • Мировоззрение определяется традицией и авторитетом, и религией. Примитивные технологии и приёмы.
  • Натуральное хозяйство, обмен носит нерегулярный характер.
  • Ручной труд.
  • Члены экономического объединения имеют и общественные связи (семья, род, община).
  • Все вопросы экономики решаются согласно обычаю.

Этот тип хозяйства характерен для докапиталистических обществ, сохраняется в отдельных районах мира и сейчас.

В экономике традиции и обычаи возникли ввиду ограниченности ресурса, например охота и рыболовство народов Крайнего Севера, традиционные занятия кочевников Монголии, народов Африки и Южной Америки.

Рыночная экономика

Социально-экономическую система, основанная на частной собственности на орудия и средства производства, товарно-денежных отношениях и существующих на принципах свободы предпринимательства, свободе выбора и договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

Рыночной экономике присущи следующие черты:

  • частная собственность

Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.

  • свободное предпринимательство

Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.

  • ценообразование,основанное на механизме спроса и предложения

Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

  • Конкуренция (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») — борьба,

соперничество в какой-либо области.

Порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.

  • ограниченная роль государства.

Государство лишь следит за экономической ответственностью субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.

Административно-командная экономика

Особый тип хозяйства, где материальные ресурсы находятся в общественной собственности, распределяются централизованно. Вся система хозяйствования покоится на жестком планировании всех экономических циклов: производство, распределение, обмен, потребление.

При плановом хозяйствовании государство в лице своих органов планирует объёмы производства продукции, регулируют ассортимент всех товаров и услуг, регулируют цены на все продукты и величины всех заработных плат.

Решения что и где производить, куда в какой сектор экономики вкладывать деньги принимаются государственными центральными органами. Предприятия не самостоятельны.

Административно-командная экономика отрицает рыночную, её принципы и ценности. Такие черты были присущи экономике СССР, экономике стран Восточной Европы, периода строительства социализма.

Отрицание рынка проявляется в законодательстве РСФСР одной из союзных республик СССР – Уголовный Кодекс РСФСР от 27.10.1960 г., статья 153. Частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество. Частнопредпринимательская деятельность с использованием государственных, кооперативных или иных общественных форм - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или ссылкой на срок до пяти лет с конфискацией имущества.

Коммерческое посредничество, осуществляемое частными лицами в виде промысла или в целях обогащения, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией имущества или ссылкой на срок до трех лет с конфискацией имущества.

Достоинства административно-командной экономики

  • Низкая инфляция

В СССР после денежной реформы 1961 года и вплоть до начала «Перестройки» самый низкий уровень инфляции в мире. Официальный курс доллара США к одному рублю – семьдесят копеек.

Реально рубль не являлся свободно конвертируемой валютой, гражданин СССР, который не являлся туристом, дипломатом, моряком, ходившим в загранплавание, не имел права иметь иностранную валюту, свободно она не обменивалась, а неофициальный обмен объявлялся спекуляцией.

"Нарушение правил о валютных операциях" статья 88 УК РСФСР предусматривала уголовное наказание за спекуляцию иностранной валютой и валютными ценностями. Осуждение по ст. 88 предполагало в зависимости от состава преступления лишение свободы на срок от 2 до 15 лет, конфискацию имущества, ссылку на срок от 2 до 5 лет и смертную казнь. Аналогичные статьи были и в законодательстве остальных 14 союзных республиках СССР.

  • Отсутствует безработица

В СССР в 1932 году закрыта последняя биржа труда. Внеэкономические методы предполагали использование труда заключённых в СССР, «уравниловку» в оплате труда, уголовную ответственность для лентяев и тунеядцев, и такая ответственность наступала при перерыве в стаже работы более трех месяцев.

  • Быстрая концентрация всех факторов производства (ресурсов) для достижения

целей, определяемых из центра, только эти методы позволили СССР к декабрю 1941 года, выйти на довоенный уровень промышленного производства, в оборонных отраслях, несмотря на потери гигантской территории, людских и материальных ресурсов.

Недостатки административно-командной экономики:

Внеэкономическое определение цены на товар не позволяет планировать капиталовложения, экономически необоснованные капиталовложения приводят к диспропорциям в структуре фондов. Директора крупнейших заводов, главков постоянно находились в Москве, «выбивая» лимиты, квоты, фонды, деньги и другие материальные ресурсы в своих отраслевых министерствах, а часто и в ЦК КПСС, отделы Центрального Комитета партии были последней инстанцией которая могла реально разрешить проблемы предприятия, а иногда и отрасли.

Отдача капиталовложений часто была невелика, а в масштабах экономики страны вела к разорению отраслей хозяйства.

Техническое отставание в невоенных отраслях, неопределённость в вопросе какие отрасли развивать? В какие исследования и научные разработки вкладывать деньги? Следовательно, невозможно планировать научно-исследовательскую и опытно конструкторскую работу (НИИОКР).

Крупные риски при принятии решений и планировании экономического развития страны, решения принимаются централизованно, а иногда единолично членами узкого состава Политбюро ЦК КПСС. Без учета данных науки и реалий.

В период 1954 -1960 годов, когда страной руководил Н. С. Хрущёв.

Огромные ресурсы были сосредоточены на воплощении этого проекта освоения целинных и залежных земель, за 1954—1961 гг. целина поглотила 20 % всех вложений СССР в сельское хозяйство.

Из-за этого аграрное развитие традиционных российских районов земледелия осталось без изменений и застопорилось. На целину отправляли все производимые в стране тракторы и комбайны, мобилизовали студентов на время летних каникул, отправляли в сезонные командировки механизаторов.

Однако желаемой стабильности, вопреки усилиям, добиться не удалось, в неурожайные годы на целине не могли собрать даже посевной фонд, в результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв в 1962—1963 гг. настоящей бедой стали пыльные бури.

Освоение целины вступило в стадию кризиса, эффективность её возделывания упала на 65 %. В центральной части России обезлюдели целые деревни, особенно в Нечерноземье, что привело к новым проблемам развития сельского хозяйства указанного региона.

Уравниловка в оплате труда, отсутствие конкуренции на рынке труда снижало мотивацию работников.

Удержание на плаву и процветание неэффективных предприятий, продукция которых не имеет спроса, не находит своего потребителя, не имеет сбыта, затоваривает склады, но таким предприятиям разорение не грозило, ввиду отсутствия конкуренции, господства административно-командной, плановой экономики.

Смешанная форма экономики

В различных регионах мира, странах исторически сложились различные модели смешанной экономики, эти особенности зависят от сочетания различных факторов:

  • уровня и характера материально-технической базы
  • исторических и геополитических условий формирования общественного устройства
  • национальных и социокультурных особенностей страны
  • влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.

Смешанная, или гибридная экономика, включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на орудия и средства производства.

Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их самостоятельность ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах.

В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право собственности, или оперативного управления средствами производства, свободного перемещения товаров, осуществления сделки по купле-продаже, найма и увольнения работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.

Равенство всех форм собственности. Государство арбитр в экономических спорах. Исторически сложились несколько вариантов моделей смешанной экономики.

Американская модель — это либерально - рыночная экономическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

характерные черты этой модели:

  • особая роль предпринимательства и доминирующая роль частного сектора в экономике и обществе
  • относительно низкая доля государства в перераспределении ВВП
  • высокая трудовая этика населения, стремление к успеху
  • отсутствие бюрократических и статусных преград экономического развития и экономической деятельности.

В современный период времени в американской модели происходят изменения связанные с переходом к диверсифицированному и мелкосерийному производству, с повышением наукоёмкости всей экономики, в принципиально новой роли информационной инфраструктуры, об особой роли сферы услуг, где сосредоточены такие важнейшие отрасли постиндустриальной экономики, как наука, образование и здравоохранение. Эволюции собственности, где всё более доминирующую роль играет корпоративная собственность - наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможности использования новейших управленческих методов и совершенствования трудовых отношений.
 Немецкая (Германская) модель — это модель органического единства рынка и государства. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

В германской экономической модели государство создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите).

Они состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.

 Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

  • индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции
  • социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве
  • стимулирование технологических и организационных инноваций
  • проведение структурной политики;
  • защита и поощрение конкуренции.

Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Шведская модель - социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы.

Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Характерные черты:

  • политика полной занятости населения
  • выравнивания доходов населения за счет налоговой модели
    высокий удельный вес государственного сектора экономики, фактора стабильности
  • перераспределение бюджетных средств в пользу многочисленных социальных программ
  • доступность социальных гарантий всем слоям населения (образование, здравоохранение)
  • влияние профсоюзов на все сферы общественно-экономической жизни страны

Таким образом, можно сделать вывод о тенденциях современного развития западных стран взявших курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе "смешанной системы хозяйства".