При определении понятия экономики учитывается наличие нескольких значений этого слова:

  • Совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
  • Совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей.

В этом понимании экономика - система жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Экономика может рассматриваться также как наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества, об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Система жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, возникает на «заре жизни человечества», в этот период истории господствует присваивающее хозяйство, человек полностью зависит от природы.

По мере освоения людьми природы, развития производств и новых технологий возникли условия постепенного перехода от присваивающего хозяйства к производящему, от общества охотников, рыбаков и собирателей - к обществу скотоводов, земледельцев и ремесленников.

С усложнением хозяйства в обществе складывается система экономических отношений олицетворяющая единство производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, которые образуют экономический процесс.

Таким образом, экономический процесс состоит из нескольких фаз (см. таблица 1).

Таблица 1

Экономический процесс

Производство

Превращение ресурсов в товары и услуги

Распределение

Движение товара, услуги от производителя к потребителю

Обмен

движение товара от одного владельца к другому.

Потребление

Использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей человека, общества, производства. Удовлетворение потребностей людей и производства – в случае с производственным потреблением

Рассмотрим каждую фазу в отдельности.

Производствов экономическом смысле представляет собой процесс создания разных видов экономического продукта, процесс активного преобразования природных ресурсов с целью создания материальных благ для существования.

В повседневной жизни под производ­ством обычно понимается создание конкретно­го продукта — добыча нефти, выплавка стали, сборка компьютера. Каждое конкретное производство использует не все, а лишь необходимые и доступные ему ресурсы. Например, фермеры не используют землю, кото­рая непригодна для сельского хозяйства, но ее мож­но использовать для застройки или добычи полез­ных ископаемых.

Производство подразделяется на сектора:

Сельское хозяйство, представляющее собой процесс воспроизводства материальных благ при помощи естественных, природных факторов. В сельском хозяйстве можно выделить отрасли: рыбоводство, лесоводство, скотоводство, земледелие, садоводство, растениеводство.

Промышленное производство, представляющее собой процесс извлечения ресурсов и превращения их в экономические блага. В промышленном производстве выделяют добывающую и обрабатывающую промышленность.

Производство характеризуется наличием производственных циклов, под которыми понимают период от начала изготовления продукта до его выпуска.

Производства с непрерывным циклом (металлургические, химические), где нельзя прервать процесс производства, исходя из соображений безопасности, либо по экономическим причинам (сезонным циклам) сельское хозяйство. В процессе экономической деятельности и жизнедеятельности общества, большое значение приобретает транспорт - совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Связь -возможность передачи информации на расстоянии (в том числе: радиорелейная связь, сотовая связь, спутниковая связь и другие виды).

Сфера услуг,где услуга особый вид товара, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно. Распределение представляет собой фазу процесса общественного воспроизводства, связующее звено между производством и обменом.

Обмен представляет собой движение товара от одного владельца к другому. В обществе обменивают товары — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Обмен происходит с помощью денег или без их участия. Натуральный обмен (бартер) предполагает обмен товара на товар. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Потребление представляет собой использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. Потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами: производством, распределением, обменом. Потребление – это процесс удовлетворения потребностей людей, состоящий в использовании продуктов производства по их прямому назначению. При этом само производство, создавая блага, потребляет, расходует определенные ресурсы. Эту часть потребления принято называть производственным потреблением.

В условиях рыночной экономики потребление людей зависит от величины их доходов и измеряется с помощью таких экономических показателей, как структура потребления, средний уровень потребления, потребление на душу населения и др.

Потребление предполагает удовлетворение потребностей. Потребности – это различные виды функциональной, хозяйственной, физиологической или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития. Это внутренний источник побуждения к деятельности личности, социальной группы, общества.

Степень удовлетворения потребностей людей зависит от уровня развития материального производства и непроизводственной сферы.

В первой создаются материальные ценности – товары, а во второй – духовные ценности и услуги.

Существует множество подходов к рассмотрению проблемы классификации и иерархии потребностей. Рассмотрим самую известную классификацию, предложенную американским психологом А. Маслоу.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей. Потребности высшего уровня появляются только после удовлетворения потребностей низшего порядка

Пирамида А. Маслоу

Рис. 1. Пирамида А. Маслоу

Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры.

Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы.

Интересы - согласно современным словарям, значат внимание, любопытство к чему-либо, и то, что составляет содержание мышления и повседневных забот, и то, что связывают с прибылью и выгодой, и то, что соотносится с нуждой, потребностью.

Есть также другие толкования интересов человека - например, как хобби, увлечение чем-то увлечение спортом, собирание марок, коллекционированием различных предметов и т.д.

Потребности человека и общества находятся в динамике, которую можно выразить законом возвышения потребностей. Данный закон выражает причинно-следственную или иную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества.

В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (закон возвышения потребностей), т. к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения и, наконец, государства в целом.

При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые посредством широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм расширяют круг существующих потребностей.

Потребности человека и общества удовлетворяются благами. Под благом можно понимать экономический ресурс или продукт хозяйственной деятельности, имеющий экономическую полезность и удовлетворяющий определенную потребность. Для удовлетворения потребностей человек может использовать только доступные ему ресурсы.

Блага бывают двух типов:

Свободные, даровые блага — блага, доступ­ный объем которых больше потребности в них. Такие блага неограниченны и поэтому бесплатны.

В число свободных благ входит часть возобновляемых ресурсов, например воздух, вода, солнечный свет. Свободные блага самовоспроизводятся, доступны всем, и их не надо распределять между людьми. Такие блага экономической проблемой не явля­ются.

Экономические блага — блага, доступный объем которых меньше потребно­сти в них. Такие блага относительно ограни­ченны и поэтому имеют цену. В число эконо­мических благ входят все невозобновляемые ресурсы и часть возобновляемых ресурсов. Экономические блага надо производить, оплачи­вать и, поскольку они ограниченны, создавать механизмы их распределения между людьми, создавать системы охраны невосполнимых ресурсов.

Блага могут проявляться в нерыночных и рыночных формах. Созданные блага люди первоначально использовали для своих собственных нужд. Такая система экономики называется натуральным хозяйством. Постепенно ей на смену пришло товарное хозяйство, когда в ходе разделения и специализации труда люди стали обмениваться благами, причем не только излишками, но и специально изготовленными на продажу. В результате возникла специфическая разновидность экономических благ – товар.

В качестве благ могут выступать услуги, под которыми можно понимать определенный вид человеческой деятельности, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий потребности человека.

Услуга особый вид товара, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно.

Все услуги можно подразделить по различным основаниям, услуги. Оказываемые населению услуги по назначению подразделяются на материальные, нематериальные и социально-культурные.

Материальные услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта.

Нематериальные услуги удовлетворяют духовные, интеллектуальные потребности и поддерживают в состоянии нормы жизнедеятельность потребителя.

К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и воспитания, призрения (забота, присмотр, опека).

Современный мир имеет тенденцию к переходу от экономики, производящей товары, к экономике, оказывающей услуги.