Международные форумы и организации по ООС

Международные форумы и встречи

1. Первая международная конференция ООН по ООС состоялась в Стокгольме в 1972 г. День открытия этой конференции — 5 июня — отмечается как день ООС. Стокгольмская конференция стала поворотным пунктом в международной экологической политике.Она приняла Декларацию принципов из 26 пунктов. Главными из них являются:

● право человека на благоприятную ОС;

● сохранение природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений;

● суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб, причиненный окружающей среде;

● избавление человечества и биосферы от опасности применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

Конференция также приняла план мероприятий из 109 пунктов, содержащих организационные, экономические и политические вопросы международной ООС и взаимоотношений государств. По решению Конференции был создан постоянно действующий орган ООН по ООС — ЮНЕП (программа ООН по ОС) и создан Международный экологический Фонд. Решения Стокгольмской конференции носили рекомендательный, во многом декларативный характер, но они оказали большое влияние на активизацию международной природоохранной деятельности.

2. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, Хельсинки, 1975 г.) с участием всех европейских стран, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами и проблемой безопасности рассматривалась и экологическая безопасность (5-й раздел Заключительного акта). В нем обозначены цели, формы и методы экологического сотрудничества, в частности, борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод, почв, заповедников, научное сотрудничество в области экологии.

3. Венская встреча представителей государств-участников СБСЕ (1986 г.) наряду с политическими вопросами рассмотрела результаты выполнения хельсинских договоренностей по ООС. В Итоговом документе Венской встречи содержатся следующие рекомендации:

● сокращение выбросов соединений серы до 1995 г. на 30%;

● разработка соответствующих методов альтернативных захоронений отходов в море;

● обмен информацией о потенциально опасных веществах, включая оценку их риска для здоровья человека и ОС;

● поощрение мер по сокращению производства озоноразрушающих веществ;

● укрепление и развитие международной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

● исследования явлений глобального потепления климата Земли и роли в этом процессе выбросов углекислого газа и других парниковых газов.

4. Главным событием в области ООС конца ХХ в. стала вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), организованная для подведения итогов двадцатилетней работы по ООС. На этом форуме присутствовали 15 тысяч делегатов из 179 стран. Основными документами, принятыми этой Конференцией, являются:

● декларация «Принципы Рио», где сформулированы основные принципы международной политики в области ООС;

● «Повестка дня на ХХI в.» — обширная программа действий в области ООС на предстоящее столетие;

● «Концепция устойчивого экономического развития»;

● «Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон»;

● «Конвенция по климату»;

● «Конвенция по охране биологического разнообразия» —основы устойчивости биосферы Земли.

Можно с уверенностью констатировать, что решения этой Конференции затронули все мировое сообщество и во многом определили его дальнейшую судьбу.

Международные организации по охране окружающей среды

Главной из них является Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданная в соответствии с решением Стокгольмской Конференции ООН по ОС и развитию и принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1972 г. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации ООС и Международный Фонд ООС. Приоритетными направлениями деятельности ЮНЕП являются:

1.здоровье человека, санитария ОС, населенные пункты (включая мегаполисы);

2.охрана земель, внутренних вод, лесов, предотвращение опустынивания;

3.охрана Мирового океана;

4.охрана диких животных, генетических ресурсов планеты;

5.решение мировых энергетических проблем;

6.образование, научные исследования, профессиональная подготовка специалистов в области экологии;

7.технология (внедрение мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений), экономика (переход от ресурсопотребляющей к ресурсосберегающей экономике), торговля.

Некоторые примеры деятельности ЮНЕП:

1.Соглашение о контроле за международной перевозкой и удалением опасных отходов (1989 г.).

2.Борьба с «кислотными дождями». Под руководством ЮНЕП Европейская экономическая комиссия и Всемирная метеорологическая организация заключили Международный договор и создали исполнительный орган, следящий за сокращением выбросов загрязняющих веществ, уничтожающих леса.

3.Под эгидой ЮНЕП созданы 10 региональных программ по сокращению загрязнения прибрежных вод.

4.В рамках своей региональной деятельности ЮНЕП помогла Тунису создать план борьбы с опустыниванием и сокращением плодородных площадей.

В тесной связи с ЮНЕП работает другая организация ООН — ЮНЕСКО, созданная в 1948 г., со штаб-квартирой в Париже и занимающаяся вопросами культуры, науки, образования. Эта организация осуществляет руководство экологическими программами, охватывающими более 100 государств, оказывает помощь в реализации экологического образования и подготовке специалистов-экологов в развивающихся странах, ведет охрану объектов, относящихся к всемирному наследию.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП),созданный в 1948 г., является неправительственной международной организацией и представляет более 100 стран. От России коллективными членами МСОП являются Минприроды РФ, Всероссийское общество охраны природы, Институт эволюционной морфологии и экологии животных РАН.

Основными направлениями деятельности МСОП являются: развитие национальных парков, ведение международной «Красной книги», охрана редких видов животных и растений, подготовка проектов ряда международных конвенций («Об охране водно-болотных угодий», «Об ограничении международной торговли исчезающими видами животных и растений»), решение проблем международного экологического права. При МСОП создана Комиссия экологического права и работает международный центр экологического права, обладающий уникальным собранием эколого-правовых материалов. В Комиссии работает около 300 юристов-экологов из 89 стран.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)основано в 1957 г. для обеспечения ядерной безопасности и охраны ОС от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АС, проводит их экспертизу при проектировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на ОС, устанавливает нормы радиационной безопасности и проверяет их выполнение. Неподчинение отдельных государств этим требованиям может вызвать по решению Совета Безопасности ООН применение различных санкций со стороны мирового сообщества.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),созданная в 1946 г., занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений ОС, осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг и санитарно-гигиеническую экспертизу ОС и дает оценку ее качества.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО)создана в 1945 г. и занимается мировыми продовольственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана.

Международная морская организация(ИМО) создана в 1948 г. и действует в области морского судоходства и охраны морей от загрязнения, принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением морей нефтью и другими опасными веществами.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО),созданная в 1947 г., занимается определением степени антропогенного воздействия на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Она действует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). В последние годы в мире появилось большое число новых межправительственных и неправительственных организаций экологического направления, среди которых стоит отметить Комиссию ООН по устойчивому развитию. Ее главная цель — координировать и контролировать претворение в жизнь решений второй Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, особенно «Повестки дня на ХХI век».

Принципы, объекты,субъекты и источники МЭП

Международное экологическое право— это совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области ООС и рационального природопользования. Согласно Конституции РФ, принципы и нормы международного права и международные конвенции и договоры имеют приоритет перед законами РФ.

Принципы международного экологического праваможно разделить на две группы: основные и специальные.

К основным относятся общие принципы международного права, имеющие косвенное отношение к экологии и только при определенных обстоятельствах приобретающие экологический смысл. К ним относятся:

1. обобщающий принцип мирного сосуществования;

2.принцип поддержания мира и международной безопасности, из которого вытекают принципы территориальной целостности и нерушимости границ государств, запрещение применения силы и угрозы силы, мирное разрешение международных споров, международная ответственность стран;

3.принцип международного сотрудничества, из которого вытекает суверенное равенство государств и уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела и добросовестное выполнение международных обязательств;

4.принцип защиты прав человека, народов и наций, из которого следует уважение прав человека и его основных свобод, самоопределение народов и наций.

Специальные принципы международного экологического права имеют прямое отношение к экологическим проблемам. К ним относятся:

1.принцип защиты ОС на благо нынешнего и будущего поколений, он связан с обязанностью государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества ОС;

2.общий принцип экологической безопасности отражает глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области ООС;

3.принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба, ограничивающий действия государств на своей территории, которые могут нанести ущерб состоянию ОС соседней страны, и означающий ответственность государств за нанесение экологического ущерба;

4. экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов планеты; пока этот принцип в большей степени декларативен и не имеет четкого единообразного толкования, но его постепенное внедрение соответствует критериям «Концепции устойчивого экономического развития», связанным с использованием возобновляемых и не возобновляемых ресурсов;

5. принцип недопустимости радиоактивного заражения ОС. Этот принцип касается как военной, так и мирной стороны использования ядерной энергии;

6.принцип защиты экосистем Мирового океана обязывает страны принимать все требуемые меры по предотвращению загрязнения морской воды всеми возможными источниками;

7. принцип запрета военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по запрещению использования таких видов оружия, которые бы наносили необратимый вред природным экосистемам;

8.принцип контроля за соблюдением международных договоров по ООС предусматривает создание разветвленной сети не только национальных, но и международных органов мониторинга и контроля качества ОС; они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе параметров и критериев, признанных на международном уровне;

9.принцип международно-правовой ответственности государств за нанесение ущерба ОС предусматривает ответственность стран за ущерб, причиненный экосистемам за пределами национальной юрисдикции.

Объекты международно-правовой охраны ОС— это биосфера в целом и составляющие ее отдельные элементы, которые подразделяются на универсальные, находящиеся в общем пользовании всех государств (биосфера планеты Земля, Мировой океан и его живые обитатели, морское дно за пределами континентального шельфа, атмосфера Земли и околоземное космическое пространство, Антарктида) и многонациональные. К последним относятся:

● водные ресурсы многонациональных рек и озер, принадлежащие двум или более странам (например, река Дунай, Великие американские озера);

● популяции животных, мигрирующих через государственные границы;

● пограничные природные комплексы.

Субъектами международных экологических правоотношений являются, главным образом, суверенные государства; к этим субъектам принадлежат также борющиеся за свою независимость нации и народы; восставшая и воюющие стороны; правительства в изгнании.

Несуверенными субъектами являются различные международные, общественные и межправительственные организации (например, ЮНЕП, МАГАТЭ и др.).

Источники международного экологического праваподразделяются на две категории:

1.источники, являющиеся носителями действующих правовых принципов и норм и образующие «твердое», т.е. обязательное право в подлинном смысле этого слова;

2.источники, содержащие рекомендательные правила, тем не менее, оказывающие влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное право).

К первой категории принадлежат международные конвенции,соглашения,договоры,устанавливающие правила, признанные государствами в качестве обязательных правовых норм, а также международные обычаи,т.е. сложившиеся в международной практике правила поведения, за которыми субъекты международного права признают юридически обязательный характер. К «твердому» экологическому праву относят также общие принципы международного права.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ведет учет международных конвенций в области ООС и ежегодно публикует их список. В этом списке значится уже более 1000 многосторонних конвенций,соглашений и договоров. Кроме того, существует более 3000 двусторонних договоров и конвенций. Тексты этих нормативных материалов содержатся в Международном центре по праву окружающей среды в Бонне (ФРГ).

Примеры международных конвенций:

● Лондонская Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (дампингу) (ЛКД 1972 г.). Согласно этой Конвенции, было установлено два списка веществ: «черный» содержит вещества, сброс которых в море запрещен, и «серый», сброс которых разрешен только в пределах ПДК;

● Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. (МАРПОЛ-73), запрещающая сброс и загрязнение Мирового океана с любых судов, кроме военных кораблей и судов государственной некоммерческой службы;

● Конвенция по биоразнообразию 1992 г., провозгласившая биологическое разнообразие непреходящей ценностью для сохранения благополучия Земли.

Ко второй категории, т.е. к«мягкому» экологическому праву относят решения международных организаций, съездов,симпозиумов и конференций, а также доктрины ученых в области международного экологического права.

Особенности экологического законодательства стран СНГ

Межправительственное соглашение о взаимодействии стран СНГ в области экологии и ООС было заключено 8 февраля 1992 г. в Москве. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств-участников подписали Протокол о создании и полномочиях межгосударственного экологического Совета. Этот Совет состоит из руководителей природоохранных ведомств стран-участниц и призван оказывать давление на правительства стран СНГ с целью осуществления ими деятельности по ООС и рациональному природопользованию. Совет должен проводить совещания не реже двух раз в год поочередно в каждой стране. Постоянно действующим органом Совета является Секретариат, финансируемый Межгосударственным экологическим фондом за счет денежных взносов стран-участниц. Ежегодные взносы участников Фонда составляют 0,05% валового национального дохода каждой из стран. Центральный банк и штаб-квартира Фонда находятся в Минске. Совет утвердил перечень самых экологически уязвимых природных зон на территории СНГ: район Чернобыля, бассейны Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, Приаралье, озера Балхаш и Байкал. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ29 декабря 1992 г. принят законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества».

Во всех странах СНГ были приняты национальные законодательства по ООС. Эти законодательства имеют немало общих черт и во многом (в силу исторической инерции) сходны с российским. Так, во всех конституциях стран СНГ провозглашено право граждан на благоприятную ОС и на возмещение ущерба, причиненного нарушением этого права. В той или иной форме отражена обязанность граждан беречь природу. Главным вопросом, по которому имеются разногласия в экологических законодательствах стран СНГ, является вопросом собственности на землю и природные ресурсы. Так, в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Узбекистан сохранена только государственная собственность на землю и другие природные ресурсы. Некоторые страны СНГ (Туркменистан, Беларусь) оставили открытым вопрос о собственности, указав лишь,что осуществление права собственности не должно наносить вреда окружающей среде.

Международная эколого-правовая ответственность

Международная юридическая ответственность в области ООС и рационального использования природных ресурсов является частью системы ответственности по международному публичному праву. Ее можно определить как возложение на субъект международного права,нарушившего международные экологические требования, определенных взысканий и ограничений, а также обязанностей по компенсации причиненного экологического вреда. Как и во всем международном праве, ответственность в международном экологическом праве не кодифицирована, а базируется на обычаях, выраженных в международно-правовых актах по конкретным вопросам ООС.

В международном экологическом праве не применяются такие категории, как дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, не существует какого-либо перечня юридических санкций. Наиболее распространенный вид ответственности за международное экологическое правонарушение — это возмещение (компенсация) имущественного вреда. Международное экологическое правонарушение имеет разнообразные формы проявления — от противоправного присвоения природных ресурсов до невыполнения экологических норм и требований, в результате чего создается потенциальная угроза неблагоприятных изменений ОС.

Основанием возникновения экологической международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения (это деяние субъекта, нарушающее нормы международного права и свои международные обязательства, наносящее материальный или нематериальный ущерб другому субъекту или группе субъектов или всему международному сообществу в целом). Важно подчеркнуть, что никакие ссылки субъекта-правонарушителя на национальные законы и правила во оправдание своего поведения недопустимы.

Международные экологические правонарушения подразделяются на ординарные правонарушения и международные преступления,их классификация во многом зависит от величины ущерба, причиненного ОС. Предметом исследования эколого-правовой ответственности является характер и объем такого ущерба, методика его исчисления и определение границ материального возмещения.

Международная эколого-правовая ответственность субъектов международного права может наступать не только при нарушении норм международного права или обязательств по договору, но и за вредные последствия правомерной деятельности (например, нанесение материального ущерба источником повышенной опасности, использование и применение которого не запрещено международным правом, это так называемая ответственность за риск).

В настоящее время существует два вида международной эколого-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Политическая осуществляется в форме санкций и рестораций, материальная — в форме репараций и реституций.

Наиболее распространенной формой политической экологической ответственности являются санкции — принудительные меры военного или невоенного характера, применяемые против агрессора в случаях угрозы миру или международной безопасности. Они должны осуществляться только при наличии резолюции Совета Безопасности ООН. Напомним, что бомбежки и последующее вторжение американских и английских войск и Ирак было проведено при отсутствии такой резолюции.

Другая форма политической ответственности — ресторация. Это обязанность государства-нарушителя восстановить прежнее состояние ОС и нести связанные с этим неблагоприятные последствия (например, восстановление качества воды, загрязненной по его вине).

Материальная ответственностьнаступает при нарушении государством своих международных обязательств и связанного с этим материального вреда. Репарации — это возмещение причиненного материального ущерба денежными платежами, ценностями и услугами. Реституции — это возвращение, восстановление или замена в натуральном виде неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных материальных ценностей.

Порядок разрешения международных экологических споров обычно предусматривается в соответствующей конвенции, договоре или соглашении. Способы разрешения споров — переговоры, взаимные шаги к примирению спорящих сторон, обращение в Международный суд ООН или в Международный экологический суд.

Поскольку международные экологические споры стали довольно частым явлением, возникла необходимость создания международных судебных учреждений, специализирующихся в этих вопросах. В 1993 г. была учреждена Экологическая палата в составе Международного суда ООН в Гааге, в которую входят семь регулярных судей — членов Международного суда ООН. В 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд), действующий как неправительственная организация. В состав судей были включены 29 юристов-экологов из 24 стран, включая Россию. Был принят Устав суда; местами постоянной дислокации его руководящих органов были избраны города Мехико-Сити (Мексика) и Сан-Себастьяно (Испания).

Спецификой международного экологического права является тот факт, что, несмотря на различные формы международной ответственности, пока отсутствует четкий механизм привлечения к ней.