Все земли в России согласно Земельному Кодексу РФ 2001 г. подразделяются на семь категорий:

1.земли сельскохозяйственного назначения, их площадь составляет 13% от площади всего земельного фонда РФ, эти земли обладают приоритетом, т.е. имеют правовые преимущества по сравнению с землями остальных категорий;

Охрана земель

Все земли в России согласно Земельному Кодексу РФ 2001 г. подразделяются на семь категорий:

1.земли сельскохозяйственного назначения, их площадь составляет 13% от площади всего земельного фонда РФ, эти земли обладают приоритетом, т.е. имеют правовые преимущества по сравнению с землями остальных категорий;

2.земли населенных пунктов;

3.земли транспорта, промышленности, связи, космического обеспечения, энергетики и обороны страны;

4.земли природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5.земли лесного фонда;

6.земли водного фонда;

7.земли запаса.

Такое деление на категории учитывается при решении вопросов о предоставлении земель в аренду, при их купле-продаже и установлении цены на земельный участок.

Нарушение законодательства о землепользовании влечет за собой приостановление или аннулирование лицензий на землепользование. Если приобретенный в частную собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения не используется по назначению в течение трех лет, то по представлению органов прокурорского надзора такая сделка может быть аннулирована решением суда.

Использование и охрана недр

Недра в России находятся, в основном, в государственной собственности. Недропользование в России основано на разрешительной, т.е. лицензионной системе. Выделяют следующие виды лицензий:

1.лицензия на геологическое изучение недр — это разрешение на поиск и оценку месторождений одного вида полезных ископаемых, указанного в лицензии; она не дает права на его добычу;

2.лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающих производств;

3.лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений (подземное хранение нефти и газа, захоронение вредных веществ и отходов производства, сброс сточных вод, строительство подземных коммуникаций, например, линий метрополитена);

4.лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное или лечебно-оздоровительное значение дает право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, использование пещер в лечебно-оздоровительных целях.

В случаях нарушения правил использования недр право недропользования может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами.

Охрана водных объектов

В соответствии с Водным кодексом РФ 1995 г. «воды» как юридическое понятие представляют собой природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ РФ в поверхностных водоемах и водотоках (реках, водохранилищах, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море РФ и подземных водных объектах.

Кроме Водного кодекса, вопросы охраны вод регламентируются ФЗ «Об охране окружающей среды» и «О континентальном шельфе РФ».

Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального водопользования являются:

1.установление лимитов водопользования,т.е. использования воды без изменения ее физико-химических свойств (водный транспорт, гидросооружения и рыболовство), водопотребления (использования воды для питьевых и хозяйственных нужд) и водоотведения (полива);

2.ведение государственного мониторинга водных объектов и на его основании — государственного водного кадастра;

3.платность водопользования, водопотребления и водоотведения;

4.проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов, влияющих на состояние водных объектов;

5.осуществление лицензирования при использовании и охране водных объектов;

6.осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов.

Среди прочих водных объектов приоритет имеют объекты питьевого и рыбохозяйственного назначения. В целях охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения (сокращения количества воды в водоеме) водное законодательство запрещает:

1.сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов;

2.засорение ледяного покрова (ледников и снежников) производственными и иными отходами. Забор льда не должен влиять на состояние водного объекта;

3.захоронение и сброс в водные объекты радиоактивных и токсичных веществ. Сброс сточных вод допускается только после их очистки в установленном порядке;

4.проведение в водных объектах взрывных работ, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ;

5.ввод в эксплуатацию хозяйственных объектов, не оборудованных очистными сооружениями, и гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств.

Теперь остановимся подробнее на видах водных объектов, являющихся федеральной государственной собственностью.

Территориальное море РФ — это примыкающий к суше или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. Его внешняя граница является государственной границей РФ, внутренняя — линия наибольшего отлива вдоль берега. Данное определение верно и для всех российских островов.

Внутренние морские воды РФ являются составной частью территории России; к ним относятся воды портов РФ, заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ. На территориальное море, воздушное пространство над ним, его дно и недра распространяется суверенитет РФ.

Континентальный шельф РФ — это дно и недра прибрежного морского мелководья до глубины 200 м, находящиеся за пределами территориального моря; его внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий наибольшего отлива вдоль берега.

Исключительная экономическая зона РФ — это морская среда над континентальным шельфом.

Использование и эксплуатация этих объектов осуществляется на основании разрешительной (лицензионной) системы. К таким видам деятельности относятся: геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведка и разработка минеральных ресурсов, промысел живых ресурсов моря, производство энергии за счет приливов и отливов, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей и трубопроводов, создание искусственных сооружений и установок, проведение научных работ.

Охрана атмосферного воздуха и озонового слоя

Предметом охраны в данном случае является не воздух вообще, а именно атмосферный воздух,к которому не относится воздух жилых и производственных помещений и воздух, находящийся в установках (баллонах, компрессорах). Воздух — единственный природный ресурс, который не может быть объектом собственности, поскольку его нельзя индивидуализировать. Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух «не признает» государственных границ. Государство, не являясь собственником атмосферного воздуха, имеет на него суверенные права и обязано не допускать его загрязнения, регулировать выбросы загрязняющих веществ и влияние вредных физических воздействий, обеспечивать достоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении.

Озоновый слой— это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 25 до 30 км над уровнем моря, состоящая в основном из озона и предохраняющая живые организмы от жесткого ультрафиолетового излучения. Российское законодательство в вопросах охраны атмосферного воздуха и озонового слоя соответствует подходам, выработанным международным сообществом, и базируется на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для его жизни, труда и отдыха.

Для реализации этих принципов государство использует следующие инструменты:

1.установление нормативов качества атмосферного воздуха, нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий;

2.получение лицензии (разрешения) на выброс загрязняющих веществ и вредных физических воздействий;

3.ведение мониторинга атмосферного воздуха и ведение государственного учета источников вредных воздействий;

4.взимание платы за загрязнение атмосферного воздуха;

5.запрещение проектирования и строительства объектов, не имеющих газоочистных сооружений;

6.запрещение производства и эксплуатации транспортных средств, содержание вредных веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы.

В систему нормативов включены ПДВ и ПДУ. За нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха устанавливается административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Использование и охрана лесов

Лесаявляются главным богатством не только какой-либо страны, а всего человечества, поскольку являются легкими планеты. Лесное законодательство относится к числу так называемых кодифицированных отраслей природоресурсного права, поскольку его главным нормативным актом является Лесной кодекс РФ 1997 г. В основном, лес является государственной собственностью. Субъекты РФ могут владеть лесным фондом в пределах своей территории. Приватизация и оборот лесного фонда не допускаются.

С учетом экологически и социально значимых функций выделяют леса трех групп. К первой группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная деятельность в лесах этой группы не разрешается.

К второй группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения, развитой сетью наземных транспортных путей (вокруг больших городов). В лесах этой группы хозяйственная деятельность ограничивается в пределах, необходимых для поддержания их существования (прочистка, лесопосадки).

К третьей группе относятся много лесистые регионы, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины в этих лесах должно обеспечиваться воспроизведение и сохранение их экологических функций.

Поскольку лесные ресурсы относятся к возобновляемым, законодательство регулирует их воспроизводство, они подлежат охране от пожаров, вредителей и болезней. За нарушение правил лесопользования наступает административная и уголовная ответственность.

Правовой режим животного мира

Юридическое понятие животного мира — это совокупность всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Под охрану законодательства подпадают не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы. Домашние животные, а также дикие, содержащиеся в неволе (зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами охраны законодательства о животном мире; защита этих видов регулируется аграрным, гражданским и другими видами права.

Российское законодательство не предусматривает частной собственности на объекты животного мира,т.е. все дикие животные на территории и акватории РФ являются государственной собственностью. Одной из отличительных особенностей объектов животного мира является их подвижность и постоянная миграция через границы субъектов РФ и государственную границу. Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром в соответствии с Конституцией РФ относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

Основными организационно-правовыми инструментами по использованию и охране животного мира являются государственный мониторинг, государственный кадастр, учет объектов животного мира, экологическая экспертиза и государственный контроль в данной области. Экономическим инструментом охраны живых ресурсов РФ является платность природопользования.

Целями природоохранной деятельности в данной области являются:

1.сохранение видового разнообразия животного мира;

2.охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;

3.сохранение целостности природных экосистем;

4.научно обоснованное рациональное использование животного мира;

5.регулирование численности животных с целью предупреждения вреда окружающей среде и экономике.

Охотапредставляет собой один из видов пользования животным миром. Право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями или охотничьими билетами. Охотничий билет выдается государственным органом управления — охотохозяйством с отметкой о сдаче испытаний, в нем фиксируется разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Промысловая охотаосуществляется лицами, заключившими договоры с заготовительными организациями. Охота на отдельные виды животных регламентируется определенными сроками. Заметим, что даже нахождение в лесу с ружьем и охотничьими собаками или ловчими птицами приравнивается к охоте. Специальные правила установлены в отношении права на охоту для граждан, принадлежащим к коренным малочисленным народам Севера.

Среди видов рыболовства различают промысловое, спортивное или любительское. Промысловое рыболовство в РФ осуществляется юридическими и физическими лицами на основании лицензий, выдаваемых федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями, либо органом исполнительной власти субъекта РФ, как правило, на срок не менее трех лет. Наличие лицензии на промысловое рыболовство обязательно для получения в установленном порядке ежегодных квот (лимитов) вылова биоресурсов.

Лицензионное рыболовстворазрешается всем гражданам РФ по платным лицензиям, выдаваемым органами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта РФ или органом местного самоуправления. В лицензии определяется вид и количество добываемой рыбы, используемые орудия и сроки лова. Специальные правила установлены для представителей малочисленных народов и этнических сообществ, ведущих традиционный образ жизни.

Право на бесплатный любительский и спортивный лов рыбыдля личного потребления (без использования технических средств) в водоемах общего пользования имеют все граждане .РФ.

Ответственность за незаконную охоту и рыболовство установлена в ФЗ «Об охране окружающей среды» и «О животном мире».

Виды особо охраняемых территорий

Особо охраняемые территории— это участки земли и водного пространства, имеющие особое природоохранное, научное, культурное значение, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны. Эти территории и объекты являются главным средством сохранения биоразнообразия, т.е. устойчивости биосферы.

В настоящее время к особо охраняемым территориям и объектам относятся государственные заповедники и заказники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ. Наряду с этим правительство РФ, региональные исполнительные органы и органы местного самоуправления могут устанавливать также иные формы особо охраняемых территорий, например, зеленые зоны городов, городские леса и парки, памятники садово-прикладного искусства, охраняемые природные ландшафты и т.п.

Порядок отнесения земель к особо охраняемым территориям федерального значения, их использования и охраны устанавливает Правительство РФ на основании федеральных законов. Управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых территорий устанавливает Правительство РФ и Минприроды России. Для оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения об их географическом положении, границах и статусе этих территорий, режиме, природопользователях, научной, исторической и культурной ценности.

Источниками экологического права по данному вопросу являются ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.), «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995 г.), «Об охране окружающей среды».

Основными чертами правового статуса особо охраняемых территорий и объектов являются:

1.их принадлежность к объектам общенационального достояния;

2.полное или частичное изъятие их из хозяйственного использования;

3.установление особого режима охраны;

4.отнесение их к объектам государственной собственности;

5.получение особого статуса —федерального, регионального, местного;

6.включение в государственный кадастр особо охраняемых территорий;

7.установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых территорий и объектов.

Заповедники и заказники

Заповедники— это особо охраняемые территории, являющиеся природоохранными и научно-исследовательскими организациями, учреждаемыми постановлением Правительства РФ с согласия субъекта РФ, в пределах которого они расположены. Они имеют высший статус и наиболее строгий режим охраны, их территория полностью исключается из хозяйственного оборота.

Цель организации этих объектов — создание эталонов природных экосистем, в которых сохраняется биоразнообразие, консервация генетического фонда растительного и животного мира, организация и проведение научных исследований и экологического мониторинга.

Разновидность государственных заповедников — биосферные,входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг. Они создаются с целью проведения экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих биосферу и не истощающих биоресурсы. Это своеобразные образцы естественной природной среды.

На территориях государственных заповедников запрещается:

1.любая экономическая деятельность и даже присутствие лиц, не занимающихся научной работой в заповеднике;

2.интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

3.всякое вмешательство человека в природные процессы.

Государственные природные заповедники являются юридическими лицами,финансируются из федерального бюджета и пользуются налоговыми льготами, а их имущество является федеральной собственностью.

Государственные природные заказники— это особо охраняемые территории (акватории), создаваемые для сохранения или восстановления природных комплексов или их отдельных компонентов; они могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т.е. быть:

1.биологическими, т.е. ботаническими или зоологическими, предназначенными для сохранения, восстановления или охраны редких и исчезающих видов растений и животных;

2.палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

3.гидрологическими (речными, болотными, морскими, озерными), предназначенными для сохранения или восстановления ценных водных объектов и экосистем;

4.геологическими, созданными для сохранения уникальных образцов неживой природы.

Государственные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ и финансируются из федерального бюджета, регионального значения — решением органов исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с органами местного самоуправления; финансируются региональные заказники из средств субъекта Федерации.

Закон предоставляет возможность использования природных ресурсов заказников только представителям этнических общностей, ведущим традиционный образ жизни (например, представителям северных народов разрешена охота на тюленей).

Национальные и природные парки, дендрологические парки и ботанические сады

Национальные парки— это эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения федерального значения, предназначенные для использования в природоохранных, научных, культурных и просветительских целях и для регулируемого туризма. Они организуются Правительством РФ с согласия субъектов Федерации на передачу соответствующих земель в федеральную собственность. В отличие от заповедников, эти учреждения допускают осуществление на своей территории экскурсионно-просветительской, туристической деятельности и отдыха с условием организации стоянок в строго определенных разрешенных местах. Это относительно новый в РФ вид особо охраняемых территорий. Вокруг национальных парков создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Национальные парки находятся в федеральной собственности и являются юридическими лицами,финансируемыми из средств федерального бюджета. Им предоставляются налоговые льготы, установленные законодательством РФ и субъекта РФ. Штрафы, налагаемые должностными лицами национального парка за экологические правонарушения, поступают в самостоятельное распоряжение парка и учитываются на отдельном балансе. Земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории парка, не подлежат приватизации.

На территории национальных парков запрещается:

1.разведка и разработка полезных ископаемых;

2.предоставление садоводческих и дачных участков;

3.строительство хозяйственных объектов и коммуникаций, не связанных с функционированием национального парка;

4.порубки главного пользования и проходные рубки;

5.промысловая охота и рыболовство;

6.прогон скота, сплав леса;

7.организация массовых спортивных и  зрелищных мероприятий;

8.сбор биологических коллекций;

9.движение и стоянка транспортных средств, не связанных с деятельностью национального парка.

Природные парки— это природоохранные рекреационные объекты, находящиеся в ведении субъектов РФ,которые принимают решения об их образовании. Их территории (акватории) включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение его экологических, эстетических и рекреационных качеств. На этих территориях могут быть выделены природоохранные, рекреационные, сельскохозяйственные и иные зоны, а также зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов. Природные парки — юридические лица,финансируемые субъектом Федерации и имеющие налоговые льготы.

Памятники природы— это уникальные, невосполнимые, ценные в научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством или паспортом, на его территории устанавливаются охранные зоны и запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению его сохранности.

Дендрологические паркии ботанические сады предназначены прежде всего для создания ботанических коллекций в целях сохранения разнообразия растительного мира и осуществления научной, учебной и просветительской деятельности. Они могут иметь федеральное и региональное значение. Земельные участки передаются им в бессрочное пользование. Законом запрещена деятельность, не связанная с прямым выполнением задач, стоящих перед этими объектами.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Это территории (акватории), обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, пляжи, климат) и предназначенные для организации лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Соответственно границы и режим округов устанавливаются Правительством РФ, администрацией субъекта Федерации или муниципальными органами. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г.

Курорт— это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся введении органов государственной или местной власти. Курортный район представляет собой территорию с компактно расположенными на ней курортами, объединенную общим округом санитарной охраны.

В составе округа санитарной охраны лечебно-оздоровительного объекта выделяются три зоны, каждая из которых имеет свой режим. На территории первой зоны запрещается проживание (кроме отдыхающих) и все виды хозяйственной деятельности, за исключением использования лечебных природных ресурсов. На территории второй зоны запрещается размещение объектов, непосредственно не связанных с созданием и развитием курортного лечения и отдыха, а также загрязняющих окружающую среду. В третьей зоне может проживать обслуживающий персонал курорта и вводятся ограничения на хозяйственную деятельность, связанную с загрязнением окружающей среды и ухудшением качества природных лечебных ресурсов.

Особо охраняемые природные объекты

Это редкие, находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ, которую ведет Минприроды России, и положение о которой установлено в постановлении Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации». Красная книга является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира,а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Издание Красной книги осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Растения и животные, занесенные в Красную книгу, повсеместно исключаются из хозяйственного использования и запрещается деятельность, ведущая к сокращению их численности и ухудшению среды их обитания. Общепризнанно, что наиболее эффективной мерой охраны редких животных является сохранение среды их обитания.