Перспективы развития российского бизнеса наиболее известного китайского игрока мирового рынка розничной онлайн-коммерции - компании AliExpress, входящей в группу Alibaba,мы обсудили с ее директором по маркетингу и развитию бизнеса в России Денисом Маккавеевым.

Как вы оцениваете сегодняшнюю роль российского рынка в глобальном бизнесе AliExpress? Оправданно ли утверждение некоторых СМИ, что данный онлайн-молл будет продолжать развиваться в основном за счет рынков России и Бразилии?

Д.Маккавеев: Действительно, самыми крупными страновыми рынками AliExpress с точки зрения активности покупателей являются Россия, США и Бразилия.

Уточню, что за последние несколько лет мы наблюдаем огромный спрос на товары из ассортимента, предлагаемого на AliExpress, со стороны потребителей в различных неанглоязычных рынках, таких как Россия, Бразилия, Испания и Израиль. Поэтому наша компания старается максимально упростить процедуру покупки на AliExpress, сделав ее комфортной для покупателей в этих странах.

К этому направлению нашей деятельности относится непрерывно продолжающаяся работа по локализации нашей платформы с целью подстроить ее под потребности покупателей, говорящих на языках этих стран, и их потребительские привычки, и размещению локализованных под данные рынки рекламных предложений. Сюда же относится и такое направление наших усилий, как совершенствование механизмов выбора товара и совершения покупки для локальных покупателей и внедрение комфортных и привычных для них способов платежа.

В чем состоит ассортиментная специфика российского рынка (в отличие от других стран) для AliExpress? Какие товарные группы и категории пользуются здесь наибольшим спросом?

Д. Маккавеев: AliExpress как торговая площадка представляет сегодня в своем ассортименте свыше 20 основных товарных категорий. Среди них наиболее популярными среди наших российских покупателей являются небрендовые предметы одежды (в основном для женщин и детей), аксессуары и бытовая электроника, включая мобильные телефоны и планшеты.

Эта структура спроса достаточно устойчива, но мы готовы реагировать на любые изменения потребностей наших покупателей в России, т. к. китайский рынок достаточно велик для того, чтобы расширять предлагаемый ассортимент.

Какова стратегия продвижения и маркетинга AliExpress в России? На каких принципах она базируется и какие результаты уже дает? Как бы вы охарактеризовали целевую аудиторию и бизнес-нишу AliExpress в России на конкурентном фоне?

Д. Маккавеев: Объемы рынка электронной коммерции в России по-прежнему растут, и мы считаем, что AliExpress как значимый игрок может способствовать развитию экосистемы российской электронной коммерции. Это может быть достигнуто как путем построения партнерских отношений с другими игроками российского рынка и участия в различных совместных с ними акциях, так и путем проведения собственных маркетинговых кампаний и предложения различных дополнительных сервисов. Однако главным здесь мы видим улучшение самой площадки, ее совершенствование. Для упрочения наших позиций на рынке онлайн-коммерции в России мы поэтапно внедряем новый функционал, делающий процесс покупки более удобным для российских пользователей: от поддержки поиска по ключевым словам, набранным кириллицей, до приема платежей через популярные в России системы QIWI и WebMoney в качестве двух локализованных опций оплаты на AliExpress. Таким образом, мы продолжаем локализацию нашей платформы, чтобы обеспечить ее соответствие языковым и покупательским привычкам российских пользователей.

В прошлом году мы также пополнили наш штат несколькими русскими специалистами по развитию бизнеса и маркетингу, чтобы использовать их опыт, знания и квалификацию для более активного продвижения на здешнем рынке.

К другим нашим инициативам по совершенствованию наших сервисов относится продолжающееся изучение различных возможностей работы с российскими логистическими компаниями. Фактор удобства и ускорения процесса доставки товаров играет для нас важную роль, впрочем, как и для других участников рынка: все они осознают, что задержки в доставке почтовых отправлений сейчас представляют собой одно из главных препятствий на пути развития электронной коммерции в России в целом.

Мы будем продолжать практику наших локализованных предложений, таких как специально созданный для России в рамках нашей онлайн-площадки сайт групповых покупок (group.aliexpress.com/ru.htm). Важной для нас видится и работа с нашими продавцами, стимулирующая их на проведение в России промо-кампаний своих товаров. Наконец, мы осознаем, что одним из ключевых факторов в достижении более широкого охвата потенциальных покупателей является продвижение в социальных сетях, и мы намерены активизировать его, чтобы облегчить покупателям взаимодействие с представленными на нашей онлайн-площадке брендами.

Как, на ваш взгляд, могут сказаться вводимые в РФ ограничения, касающиеся предельной суммы стоимости беспошлинного трансграничного почтового отправления, на бизнесе AliExpress в России?

Д. Маккавеев: Поскольку Россия сегодня, по нашим оценкам, переживает новую волну экономического роста, мы полагаем, что перспективы роста как онлайн-, так и офлайн-торговли не могут быть поставлены под сомнение. А так как мы являемся платформой трансграничной электронной коммерции, наш бизнес ориентирован на предложение потребителям всех стран максимально широкого ассортимента различных товаров. AliExpress полагает, что такая миссия вполне соответствует целям, стоящим сегодня перед всей российской экономикой и ее сектором ритейла в частности. Поэтому, понимая декларированную некоторыми местными игроками онлайн-торговли необходимость защищать свои бизнес-интересы, тем не менее мы обоснованно полагаем, что любые меры, ограничивающие выбор потребителя, в конечном итоге будут работать не на пользу конечных клиентов рынка онлайн-коммерции, а против них.

В любом случае AliExpress всегда уважал и уважает таможенное законодательство стран присутствия. Мы тесно сотрудничаем с таможенными органами и почтовыми компаниями России в плане информационной поддержки наших клиентов и будем готовы оперативно отреагировать на любые возможные изменения в нормативных актах, чтобы облегчить покупателям процесс уплаты необходимых сборов и пошлин.

Как сегодня продвигается взаимодействие AliExpress с Почтой России? Каковы результаты этого сотрудничества? Планирует ли AliExpress создание собственного аффилированного почтового оператора экспресс-доставки?

Д. Маккавеев: Как следует из нашей внутренней статистики, в 2013 году в Россию были отправлены более 20 млн посылок с товарами, купленными на AliExpress, т. е. в среднем 60 000 почтовых отправлений в день. Такие данные позволяют утверждать, что одним из самых главных препятствий на пути развития нашего онлайн-бизнеса в России являются задержки в ходе почтовой доставки.

В рамках нашего сотрудничества с Почтой России и Почтой Китая (China Post) еще в августе 2013 года мы начали внедрение трехстороннего электронного обмена данными (ЭОД). Цель проекта состоит в том, чтобы дать российским таможенным органам возможность непосредственного доступа к информации, которой располагают участники логистического процесса: прежде всего это имя отправителя, получателя, вес и цена посылки. Пока система действует в отношении всех посылок AliExpress, отправляемых из Китая весьма популярной у пользователей сайта услугой «Авиапочта Китая» (China Post Air Mail), осуществляемой совместно Почтой России и China Post. Такой онлайн-обмен данными позволяет весьма существенно сократить время, необходимое для таможенного оформления. Могу сказать, что мы уже добились определенного успеха в использовании этой системы и будем и дальше расширять сферу ее применения.

Для сокращения времени доставки мы также направили часть потока российских отправлений AliExpress (доставляемых той же «Авиапочтой Китая») через два дополнительных сортировочных узла в России, расположенных в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Это было сделано для того, чтобы снизить нагрузку на сортировочные узлы Москвы и частично сократить расстояние, которое посылки проходят по российской территории. Параллельно AliExpress работает со своим партнером по логистике в Китае (China Post) в области предварительной сортировки посылок перед их отправкой в Россию, для оптимизации потоков.

В результате комплекса мероприятий, проведенных нами с Почтой России и China Post в течение последних нескольких месяцев, нам удалось сократить среднее время доставки «Авиапочтой Китая» с 45-60 дней до 30 дней (в непиковые сезоны). Мы полагаем, что продолжение нашего успешного сотрудничества с Почтой России и другими российскими и китайскими логистическими компаниями-партнерами позволит нашей площадке обеспечить своим клиентам тот высокий уровень обслуживания, которого они справедливо ожидают от современного игрока рынка онлайн-коммерции.

Насколько далеко продвинулась русификация сервиса AliExpress? Не секрет, что некорректная русификация страниц конкретных товаров является одним из барьеров для российского пользователя...

Д. Маккавеев: Наблюдая органичный рост числа российских потребителей, посещающих наш англоязычный сайт, мы активно ведем работу по локализации его русской версии. Сегодня полностью на русском языке реализована адаптированная главная страница сайта, добавлена отсутствовавшая еще недавно возможность ввода слов кириллицей в строку поиска. Также предлагаем локализованные спецпредложения, акции и услуги «только для России», в том числе созданный специально для россиян сервис групповых (совместных) покупок на нашем субдомене.

Поскольку платформа работает со множеством торгово-сервисных предприятий КНР, мы также консультируем их относительно совершенствования их бизнеса и ассортиментного ряда для российских потребителей. С этой целью мы нанимаем русскоговорящий персонал и оказываем различные переводческие услуги. Замечу, что подобные расходы на высококачественный перевод и консалтинговые услуги по продвижению не могут позволить себе многие китайские мер-чанты, работающие на нашей онлайн-плат-форме, т. к. зачастую это предприятия малого или среднего бизнеса с весьма ограниченными финансовыми ресурсами. В наших перспективных планах - охватить и этот сегмент ТСП-партнеров, чтобы найти вместе с ними недорогие и эффективные пути продвижения их товаров на российском рынке.

Планируется ли внедрение системы лояльности для российских покупателей AliExpress?

Д. Маккавеев: В настоящий момент у нас уже существует программа VIP-членства в AliExpress, наделяющая наших лояльных покупателей определенными привилегиями. Всем покупателям на площадке, при условии, что они провели хотя бы одну успешную транзакцию в течение 90 календарных дней, автоматически присваивается уровень Platinum, Gold или Silver в зависимости от их потребительской активности. Эти уровни определяют соответствующий спектр привилегий покупателя: ежемесячные оповещения об оптовых распродажах, ежемесячные специальные скидки и эксклюзивные купоны на скидку.

Будет ли расширяться перечень способов оплаты на портале? Насколько успешно идет оплата с помощью предоплаченных карт Visa QIWI Wallet (положительная, нейтральная либо отрицательная динамика)?

Д. Маккавеев: Пока мы не можем дать подробные комментарии относительно количественных показателей бизнеса наших платежных партнеров. Тем не менее можно уверенно утверждать, что наши российские покупатели весьма позитивно отреагировали на внедрение сервисов оплаты с помощью электронных кошельков QIWI и WebMoney. По состоянию на конец марта 2013 года у AliExpress было свыше 700 тыс. зарегистрированных пользователей из России, что соответствует росту на 465% за год. Мы можем утверждать, что такой показатель был достигнут в определенной степени благодаря сотрудничеству с популярными в России системами электронных денег, облегчающих оплату некоторым категориям покупателей (например, не имеющих банковских карт либо не желающих использовать их для онлайн-оплаты по соображениям безопасности). Что касается наших новых перспективных партнеров в области платежных сервисов в России, то мы будем оперативно информировать наших покупателей по мере заключения соответствующих новых договоров и расширения спектра способов оплаты на AliExpress.