О ситуации на российском рынке онлайн-ритейла и перспективах трансграничной онлайн-торговли, а также о позициях в России крупнейшего интернет-молла китайских товаров AliExpress.com в своем интервью рассказывает Марк Завадский, директор по развитию бизнеса в России и СНГ компании AliExpress.

Как бы вы охарактеризовали сложившуюся ситуацию на российском рынке онлайн-торговли с точки зрения глобального игрока?

М. Завадский: Все мы отчетливо понимаем, что кризис, который в настоящее время затронул российскую экономику, в ближайшем будущем повлияет на состояние как онлайн-, так и офлайн-ритейла. Сложившаяся ситуация во многом подстегнула традиционно консервативных офлайн-ритейлеров искать новые пути развития и обратить внимание на возможности онлайн-формата, в том числе с целью развития в регионах и привлечения покупателей, которые находятся вне досягаемости их торговых точек. Несмотря на все экономические проблемы, многие эксперты сходятся в своих прогнозах: скорее всего, доля онлайн-ритейла продолжит расти, причем в целом более активными темпами, чем до кризиса, за счет активного расширения традиционными ритейлерами своей клиентской базы в онлайн-сегменте.

Популярность китайских ритейлеров растет, поскольку они предлагают покупателям действительно нужные им товары по приемлемым ценам

Повлияла ли нестабильность российской валюты на покупательный спрос?

М. Завадский: В декабре 2014 года действительно наблюдались серьезные «провалы» в покупательской активности, особенно в дни пиковых колебаний валютных курсов. Однако в целом в последние месяцы мы стабильно фиксировали тренд возрастающего числа покупок с использованием нашей платформы, потому что даже при резком падении курса рубля цены на AliExpress все равно были ниже среднерыночных. Отмечу, что сейчас среди россиян наблюдается значительный рост спроса на недорогую продукцию, в т. ч. в сегменте товаров первой необходимости. Помимо этого, покупателей привлекает тот момент, что на площадке AliExpress доступны товары, которые в России не производятся.

Чем, на ваш взгляд, обусловлен рост доли китайских продавцов в трансграничном онлайн-ритейле?

М. Завадский: В онлайн-ритейле страна-производитель имеет для покупателя второстепенное значение, главное – свойства товара. Интернет-коммерция в отличие от традиционного ритейла обеспечивает потребителям возможность самим выбирать, где и когда делать свои покупки. Популярность китайских ритейлеров растет и, по всей видимости, будет продолжать расти, потому что они предлагают покупателям действительно нужные им товары по ценам, которые они реально готовы за них заплатить. Кстати, примерно такой же потенциал есть и у турецких производителей и брендов, которые также смогут расширить свое присутствие на российском рынке в случае падения спроса на американские и европейские товары.

Как сейчас складывается конкурентная ситуация для AliExpress? По каким линиям проходит конкуренция с другими глобальными онлайн-моллами и где – с российскими?

М. Завадский: В первую очередь мы конкурируем с другими площадками по соотношению цены и качества, таким образом, как я уже говорил, страна происхождения молла здесь имеет второстепенное значение. Кроме того, AliExpress уже заявило себе в качестве площадки, обеспечивающей доступ к новым интересным китайским брендам, причем зачастую именно на AliExpress стартуют эксклюзивные продажи целого ряда определенных товаров. Не так давно мы объявили о заключении соглашения с нашим партнером – компанией ZTE, согласно которому продажи инновационного смартфона Blade S6 стартуют эксклюзивно на AliExpress, и в течение ограниченного периода времени эти устройства будут доступны только на нашей площадке. Также преимуществом AliExpress является наличие огромного количества категорий и всевозможных вариантов товара в рамках одного наименования.

Как выглядит сегодня логистический рынок России с точки зрения онлайн-ритейлера, наблюдаются ли перемены к лучшему?

М. Завадский:Самое главное изменение – это реальное желание и конкретные действия логистических компаний, направленные на увеличение скорости доставки товаров. Нашим основным партнером является «Почта России», с которой AliExpress уже несколько лет работает напрямую. О важности нашего взаимодействия говорит тот факт, что обмен визитами между компаниями осуществляется на самом высоком уровне. Вместе с «Почтой России» мы подписали договор об обмене информацией, что позволяет российской национальной почтовой службе гораздо быстрее обрабатывать посылки от AliExpress. Сейчас вместе с «Почтой России» мы активно рассматриваем варианты как двустороннего сотрудничества, так и с участием третьих структур, чтобы повысить качество логистических операций.

Например, в рамках нашего сотрудничества с «Почтой России» и China Post в августе 2014 года мы приступили к реализации трехстороннего обмена электронными данными (EDI). Данная функция открывает российским таможенным органам доступ к информации об отправителе, получателе, весе и цене посылок, отправляемых через AliExpress посредством чрезвычайно популярной опции China Post AirMail, что в свою очередь сокращает время, необходимое для их таможенного оформления. Товары, отправляемые с помощью «China Post AirMail», будут направляться в два дополнительных сортировочных центра в Санкт-Петербурге и Новосибирске, чтобы разгрузить сортировочные центры в Москве. Так же мы активно общаемся с российскими компаниями, которые занимаются курьерской доставкой и доставкой через постаматы и пункты выдачи. Мы видим, что покупателю нужен максимально удобный способ доставки товаров, и стремимся его обеспечить.

Как продвигается сегодня процесс адаптации продуктового каталога площадки к требованиям российских покупателей?

М. Завадский: В настоящее время AliExpress активно работает над улучшением перевода контента нашего сайта на русский язык. Во-первых, в конце 2014 года мы запустили новую систему AliTranslate, которая лучше адаптирована к переводу именно в отрасли электронной коммерции. В рамках AliTranslate более 16 тысяч названий и фраз, наиболее часто использующихся торговыми онлайн-площадками, были переведены специалистами на русский и введены вручную, чтобы обеспечить максимальное качество перевода.

Также нашим продавцам мы предоставляем услугу качественного перевода на русский язык, если он им понадобится в общении с их русскоязычной покупательской аудиторией. AliExpress работает с пятью переводческими агентствами, которые позволяют обеспечить наших продавцов оперативным переводом.

Помимо этого, на сайте для пользователей Мы запустили кнопку мгновенного перевода на английский язык, которая позволяет уточнить описание товара в соответствии с первичным переводом.

Как повлияет возможное снижение в РФ максимального порога суммы трансграничной посылки, необлагаемой пошлиной, на бизнес AliExpress?

М. Завадский: На сегодняшний день решение по данному вопросу еще не принято, по информации, озвученной представителями Минпромторга, предлагается установить величину порога беспошлинного ввоза в 500 евро за посылку, что является в целом некритичным для российского рынка трансграничной онлайн-торговли в его сегодняшнем виде и, по моему мнению, отвечает интересам его участников.